Блог

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Вопрос о том, стоит ли родителям помогать детям с уроками, вызывает много споров и дискуссий. На первый взгляд может показаться, что помощь в выполнении домашних заданий — это неотъемлемая часть родительской заботы. Однако важно различать два ключевых понятия: "помощь" и "делание".

Помощь vs. Делание

Родители могут и должны помогать своим детям включаться в образовательный процесс, однако основная задача ребенка — это делать. Выполнение домашних заданий является важным этапом закрепления знаний, полученных в школе. Когда родители берут на себя выполнение заданий, они лишают ребенка возможности развивать свои навыки и самостоятельность.

Формирование навыков с раннего возраста

С самого раннего возраста родителям следует формировать у ребенка способность решать различные жизненные задачи и развивать мышление. Это можно делать через игры и повседневные ситуации. Например, участие в настольных играх или решение простых задач в быту помогает ребенку учиться анализировать, планировать и принимать решения. Такие навыки будут полезны не только при выполнении домашних заданий, но и в жизни в целом.

Как помочь без излишней опеки

Чтобы поддержать ребенка в учебе, родителям стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

Создайте рабочую обстановку для учебы:

1. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимые материалы и личное место для выполнения домашних заданий. При этом важно, чтобы у каждого члена семьи было собственное место, где он может в нем прибывать. Если у родителей нет своего уединенного пространства в доме, а ребенку отводится, то сразу идёт нарушение одного из важных законов, как иерархия.

Задавайте вопросы:

1. Вместо того чтобы давать готовые ответы, задавайте ребенку вопросы, которые помогут ему самому прийти к решению. Например: "Как ты думаешь, что нужно сделать в этом задании?"
“А как ещё можно решить этот вопрос?”

Поощряйте самостоятельность:

Хвалите ребенка за его усилия и достижения, даже если результат не идеален. Важно ребенка хвалить за его достижения, маленькие шаги. И при этом сравнивать его сегодняшние достижения со вчерашними, а не с Петей, Верой. Это поможет ему чувствовать уверенность в своих силах и то, что он может сравнивать себя с собой вчерашним.

Обсуждайте учебный процесс:

1. Разговаривайте с ребенком, о том что он изучает в школе, какие у него есть трудности и как он может их преодолеть.

Для ребенка очень важны примеры его родителей, насколько они проявляют интерес друг к другу и тому, чем они занимаются. Также важно для него то, что родители интерес проявляют и к нему, ведя диалог с ним.

Помощь родителей в учебном процессе необходима, но она должна быть направлена на развитие самостоятельности ребенка. Важно помнить, что выполнение домашних заданий — это не только способ закрепления знаний, но и возможность для ребенка научиться принимать решения и решать проблемы. Формируя эти навыки задолго до школы, родители помогают своим детям стать уверенными и независимыми личностями.

Нередко бывает, что ребёнок может копировать поведение собственного родителя и вот здесь, очень важно понимать, что закон принадлежности системы семьи срабатывает у ребенка с 95% - “какой родитель, такой и я” - и поведение с выполнением домашних заданий “выстрелить” может в любой момент времени!

Одним из вариантов контроля за выполнением домашних заданий ребенка, может являться напряжённость, тревожность, страх, стыд, несостоятельность… самого родителя!

В том числе (чаще относится к матерям) страх оказаться ненужной, толкает её в состояние “делания” за ребенка, с последующим посылали для него “Я сделаю за тебя”, “ты ничего не можешь без меня” …

Что запечатывается в его подкорку “я никчёмный, у меня ничего не получится, есть кто-то, кто сделает лучше”.

Чтобы разобраться с вопросом “выполнение” заданий для ребенка, важно родителю прежде обратиться к себе за собственными мотивами и понять их причины!

Ответить на вопросы:

  • Что будет, если ребёнок будет обходиться без меня?

  • Что произойдёт, если он станет более умнее, ответственнее, чем я?

  • Чем я буду заниматься, если я, как родитель (чаще всего мама) ребенку буду не нужна??

Вот такие, приблизительно вопросы, помогают посмотреть иначе, как на собственную жизнь, так и на жизнь ребенка, выходящего в социум, а школа — это, как раз ступень в социализации.
На опыте сегодняшнего дня, семья встречается часто с таким вопросом, как “выполнение домашних заданий по школьной программе, ребенком”, поэтому важно не затягивать с решением и обратиться к специалисту психологу, с помощью которого, можно распознать истинные причины, которые стоят за “деланием” домашних заданий за ребенка.

И в помощь родителям и учителям создан Курс “Семья. Школа. Дети”, в котором раскрывает большое количество актуальных, на сегодняшний день, тем:
  • Как дружба родителя с ребёнком влияет на жизнь самого ребенка
  • Что делать, если ваш ребёнок пристрастился к электронным сигаретам
  • Что стоит за Буллингом, на самом деле?
  • Причины формирования чувства ВИНЫ у ребёнка при выборе школы
  • Ребёнок и гаджеты